При подборе подходящего тахографа важно понимать разницу между их разновидностями.
Устройства с блоком СКЗИ — это российская разработка, предназначенная для использования на внутреннем рынке. Такой тахограф запрещено вывозить за пределы Российской Федерации, в том числе в страны Таможенного союза. Блок СКЗИ — это накопительное устройство, которое оснащено функцией криптозащиты информации от каких-либо сторонних изменений. Данные хранятся в течение всего периода использования устройства.
ЕСТР является европейским стандартом тахографии. Он согласован с требованиями международного стандарта качества ISO. Соглашение об использовании технологии ЕСТР подписало большинство стран Европы в 1978 году. Россия к этому соглашению присоединилась позднее. Данный блок устанавливается в тахографы европейского производства.
Если автомобиль эксплуатируется на территории РФ, то он должен оснащаться устройством с блоком СКЗИ. Тахографы с ЕСТР используются только на тех транспортных средствах, которые выезжают за рубеж.
Нужно помнить, что водительские карты для тахографов СКЗИ и евро-образца не являются взаимозаменяемыми. В связи с этим компании обычно используют на всех автомобилях тахографы какого-то одного типа. В противном случае каждому водителю придется оформлять по две карты, что увеличивает расходы.
Несколько лет назад тахографы с блоком СКЗИ стоили заметно дороже, чем оборудование с ЕСТР. В настоящее время цены на обе разновидности практически одинаковые. При этом тахограф ЕСТР требует обязательной установки датчика скорости. В случае с СКЗИ такого условия не ставится. Скорость здесь рассчитывается по спутниковым данным из системы ГЛОНАСС.
Нужно помнить и об обслуживании тахографов. Модели с СКЗИ раз в три года подвергаются замене. Обслуживание тахографа ЕСТР обходится только калибровкой, но она выполняется один раз в два года.